Игорь Холоденко (igor734) wrote,
Игорь Холоденко
igor734

Хорошо ли предпринимателям в США

Многие, наверное, видели пост "Как нам реорганизовать Рабкрин"  "Что мешает предпринимательству". Судя по многочисленным перепостам и "+1" в комментах, думаю, можно с уверенностью сказать, что описанное ув. muacre является идеалом  бизнес-климата с точки зрения российского малого предпринимателя (ну, или, по крайней мере, ЖЖистов, считающих себя имеющими какое-либо отношение к бизнесу).

Исходя из этого, решил попробовать "приложить" этот идеал к тому, что мне известно об устройстве бизнеса в США и посмотреть, насколько ув. muacre понравилось бы вести бизнес в наших краях :). Будем считать этот пост очередным из серии "Doing business in the USA", который я, признаться, порядком подзапустил :).

Пойдем по схеме, предложенной автором:

1. Регистрация предприятия

Учредительные документы - честно говоря, мне никогда не было особо понятно зачем при регистрации требуются одновременно устав и учредительный договор, ведь их содержание, как правило, копирует друг друга. Устав - более подробный документ, договор - менее, но, в принципе, вполне можно бы обходится без излишеств. В США форма документа зависит от формы бизнеса: партнерства организуются на основе учредителього договора и не требуют госрегистрации; корпорации/LLC - на базе устава (Articles of Incorporation/Articles of Organization), который регистрируется в секретариате штата. В большинстве штатов процесс написания такого документа заключается в заполнении стандартной формы через интернет.

В отличие от России, где название фирмы звучит несолидно без "ООО", "ЗАО" или других "слов на три буквы", в США самая распространенная форма малого бизнеса - Sole Proprietorship, т.е. по-русски ПБЮЛ (или уже ИЧП?). Причем на "солидность" компании это никак не влияет. К примеру, для меня было сюрпризом узнать, что примерно половина автодилерских в Америке неинкорпорированы - хотя, казалось бы, с их размером имущества и обязательств это самое то.

Уставной капитал - начиная, кажется, с 40-х годов прошлого века в штатах постепенно отказались от лимитирования уставного капитала для вновь создаваемых корпораций. Осталось т.н. "стандартное количество акций" (как правило 1000), но оно не привязано к какой-либо стоимостной оценке. Законодательство о LLC изначально не подразумевало каких-либо требований по этому параметру. Естесственно, для компаний, торгуемых на открытом рынке, такие требования сохранились, но устанавливают их не регистраторы, а регуляторы рынка.

Юридический адрес - многие штаты в обязательном порядке требуют проводить регистрацию компании через специальных аккредитованных агентов. В этом случае адрес этого агента и будет своего рода "юридическим адресом" - через него будет проходить вся дальнейшая переписка компании с регистратором. В принципе, определенное удобство в этом есть - при переезде, например. Если же регистрация проводится "напрямую", то таким адресом может выступать и собственная квартира (если только Ваша жилищная ассоциация прямо не запрещает этого). Конечно, все это относится только к компаниям с ограниченной ответственностью.

Протоколы собраний - как внутренние документы можно делать, но, в принципе, для регистрации они не нужны. Однако в дальнейшем корпорации по закону обязаны проводить собрания акционеров с составлением протоколов.

Нотариальное заверение - т.к. регистрация и создание учредительных документов в основном сейчас идет через интернет, никакого участия нотариусов не требуется. Аналог "свидетельства о регистрации" заверяется секретарем штата, на его сайте в случае необходимости любой желающий может проверить регистрацию и текущее состояние компании.

Выписка из ЕГРЮЛ, которую все время требуют госорганы - не совсем понял о чем речь. Ее сейчас каждый год требуют? Если так, то нечто подобное есть и в США. Дело в том, что корпорации и LLC обязаны каждый год "поддерживать свой статус". Заключается это в том, что компания ежегодно сообщает секретарю штата "мы в порядке, мы существуем, у нас ничего не поменялось (или поменялось)", это называется годовым отчетом (annual report/annual filing). При этом, разумеется, платится пошлина в пару сот долларов (в зависимости от формы компании и штата). Взамен компании могут получить "certificate of good standing", который требуется в некоторых случаюх (например, при лицензировании). Если же компания не прошла эту ежегодную процедуру, то она считается распущенной (dissolved) и теряет свою привилегию ограниченной отвественности.

"Регистрация предприятия должна занимать два часа, лучше через интернет" - ну, в принципе, так и есть, да :)). Однако тут есть один "неудобный" нюанс - если компания ведет бизнес в нескольких штатах, то и регистрироваться, и платить пошлину надо в каждом штате по отдельности. Хотя если делать это через агентов, то можно заполнить форму один раз, а они уже сами потом регистрируют бизнес в нужном количестве штатов (правда, оплата за каждый штат по прежнему будет взиматься отдельно :)).

2. Отчетность

Отдельную налоговую отчетность имеют все формы бизнеса, кроме sole proprietorships; однако отдельным корпоративным налогом облагаются только корпорации (и то только если они не имеют льготного статуса S-corporation). Федеральная налоговая декларация для корпораций составляет пять страниц (желающие могут посмотреть бланк этой формы здесь), куда также включены и баланс, и отчет о различиях между налогооблагаемой и бухгалтерской прибылью (т.е., в принципе, можно восстановить и отчет о шрибылях и убытках). Примерно такого же размера декларации для штатов (они обычно берут конечную цифру прибыли из федеральной формы и добавляют/вычетают местные поправки/льготы). В случае необходимости, к формам прилагаются расшифровки в произвольной форме по некоторым строкам декларации (к примеру, строка 26 "Прочие вычеты").

Кроме того, если компания ведет бизнес в нескольких штатах, то и формы для каждого штата надо заполнять отдельно. Так что если компания ведет бизнес хотя бы в половине штатов (а для этого не обязательно быть крупной компанией), то налоговая отчетность вполне может достигать "сотни страниц" :))

3. Периодичность уплаты налогов

Вот тут засада - хотя налоговая декларация подается раз в год, все обязаны делать ежеквартальные авансовые платежи. В случае, если разница между уплаченными авансовыми платежами и окончательной суммой налога к уплате будет слишком велика (кажется, больше 1000 долл.), налогоплательщик уплачивает штраф (правда, не то, чтобы сильно большой). Поэтому многие предпочитают "перебдеть" и "заплатить вперед", чтобы по итогам декларации налог вернули.

Т.е. США, наряду с Россией, не относится к "большинству стран мира" :)). Хотя, честно говоря, насчет большиства лично я не уверен - с фискальной точки зрения налоги желательно "размазать" в течение всего года, чтобы согласовать с графиком расходов. Вряд ли большинство стран этого не понимают.

4. НДС

К НДС в США тоже относятся очень негативно - почему-то он считается "социалистическим" налогом (почему - не известно; вроде бы он как раз не сильно прогрессивный, и бедные несут даже бОльшую налоговую нагрузку, чем богатые).Попытка губернатора Шварцнеггера ввести НДС в Калифорнии столкнулось с таким мощным сопротивлением, что он, кажись, предпочел в дальнейшем не развивать эту тему.

Однако косвенные налоги на уровне штатов и муниципалитетов довольно популярны, несмотря на то, что в свое время именно они были своего рода причиной Американской революции. Налог с продаж существует в 45 штатах; кроме того, имеется политическое движение Fair Tax, добивающееся замены на федеральном уровне подоходного налога на налог с продаж. Ставки НСП в некоторых местах вполне сопоставимы с российским НДС, однако в объекте налогообложения имеются важные нюансы. Во-первых, НСп облагаются только продажи материальных товаров (при этом во многих штатах к таким товарам приравнивается компьютерный софт), услуги облагаются только в той части, в которой они связаны с передачей каких-либо материальных ценностей; во-вторых - от уплаты налога освобождаются продажи за пределы штата, продажи перепродавцам или производителям (при этом покупатель должен предъявить продавцу reseller certificate, т.е. сертификат о том, что он сам является плательщиком НСП); в третьих, если покупатель-не перепродавец приобрел какой-либо товар без НСП (скажем, за пределами своего штата) или с НСП меньше, чем в его штате, то он обязан уплатить/доплатить такой налог самостоятельно (это называется use tax). Последние два нюанса очень похожи на НДС по эскпортно-импортным операциям.

В последнее время ходят разговоры о том, что НСП устарел. Это связано как с увеличением доли услуг в экономике, так и с активизацией торговли между штатами; интернет фактически внес большую кашу в обложение НСП торговли между штатами. Некоторые штаты продолжают считать "по факту" любую продажу за пределемаи штата как необлагаемую НСП; другие (и наш штат, в частности) принали специальные поправки, объявляющие онлайн-продажи "сделками внутри штата". Use tax всегда было проблемой собирать (практически его брали только с крупных покупок, требующих какой-либо регистрации, например, автомобилей), но интернет резко увеличил масштабы таких покупок.

5. Таможенное и валютное регулирование

За таможню, к сожалению, сказать ничего не могу - не сталкивался. По слухам, все таможенные вопросы решаются перевозчиками, и стоимость входит в их плату.

Валютные счета здесь как-то не сильно попадались (хорошо жить в стране с резервной валютой, да :)). Но, в принципе, никаких проблем с конвертацией при международных платежах нет.

А вот насчет "Предприниматель не должен носить в налоговую извещение об открытии валютного счета" - есть один нюанс. Если кто-то (не обязательно предприниматель) открывает счета за границей и имеет там в общей сложности более $10,000, он обязан сообщать о таких счетах в налоговую. Это, пожалуй, единственный случай, когда о своих счетах надо куда-либо сообщать (не говоря уж про "брать разрешение на открытие счета).

6. Печать и подпись

Печати в США действительно практически отсутствуют. Хотя во многих предприятиях имеется человек, имеющий права нотариуса, но это его личная печать, не компании. Договора, платежные документы и т.д. и т.п. требуют только подписи. Иногда на платежных документах требуется две подписи (президента и казначея), но в небольших компаниях это редкость. Кстати, указание паспортных данных (или каких-либо любых ID) в договорах тоже отсутствует.

Бухгалтера в небольших непубличных компаниях как правило или отсутствуют совсем, или имеются на part-time. Раз в год приходит СРА, который готовит налоговые декларации. Имеется даже бухгалтерский софт (Quickbooks), который фактически расчитан на ведение текущего учета небухгалтером.

7. Счета и счета фактуры

Насчет счетов-фактур, как говорил коммандант Лассар в "Полицейской академии", "здесь предлагаю просто помолчать" :). Счета не являются каким-либо строгим документом, каждый их делает кто во что горазд, иногда получаются настоящие произведения графического дизайна.

8. Платежное поручение

Основной вид расчетов в бизнесе - чеки. Форма чеков практически произвольная (некоторые, опять же, являются настоящим произведением искусства). Бланки чеков как правило заказывают в специальных типографиях, на них сразу пропечатываются имя владельца чека, его адрес и название банка. Обязательными реквизитами также являются надпись "Pay to the order of__________"; сумма цифрами и прописью и подпись распорядителя денег. Кроме того, внизу чека специальным шрифтом для машинного считывания указывается номер АВА (банковский идентификационный код), номер банковского счета и номер чека.

Т.е. все, что нужно знать для оплаты, это имя получателя платежа и его почтовый адрес. Чек заполняется вручную или на компьютере, кладется в обычный конверт и посылается по почте. Получатель этот чек несет в свой банк и кладет его на свой счет; банк пересылает этот чек через систему резервных банков в банк плательщика, который переправляет деньги, а погашенный чек отдает назад владельцу для учета. В последнее время, кстати, банки пересылают не сами чеки, а их сканированные изображения.

Wire transfer или ACH transfer (аналоги платежных поручений) применяется крайне редко из-за стоимости. В последнее время большую популярность получили платежи кредитными карточками.

9. Налоговая проверка

Плановых налоговых проверок (каждые три года, например) нет. IRS может провести аудит, если заподозрит что-то неладное. Кроме того, они проводят выборочные проверки - компьютер каждый год псевдослучайным образом выбирает несколько компаний с определенными критериями. Но проведение проверки - довольно дорогостоящее удовольствие, поэтому их стараются проводить только тогда, когда есть уверенность в ее "результате".

10. Командировочные расходы

Работа у меня "сидячая", я за все время работы только раз бывал в командировках. Естественно, никаких специальных удостоверений, которые надо отмечать, нет. По итогам поездки составляется отчет (в нашей компании - это специальная форма в Экселе), где перечисляются затраты. Те, кто занимается этим часто (sales reps, к примеру) иногда имеют корпоративную кредитку для оплаты дорожных расходов. К таким расходам относят проживание в гостинице, авиабилеты, питание в дороге, даже походы в рестораны или на бейсбол с клиентами. Правда, для целей налогообложения некоторые расходы принимаются не полностью, скажем, meals & entertainment - только 50% от суммы. Можно также списывать использование собственного автомобиля - или исходя из проезженных миль, помноженных на ставку, утвержденной IRS (сейчас это 50 центов на милю), или по фактическим расходам, но большинство предпочитает стандартную ставку из-за простоты учета - зачастую достаточно подколоть к отчету распечатку карты с Гугля, в которой указано расстояние между пунктами поездки для подтверждения).

Также разрешается списывать подарки контрагентам - до 25 долларов коаждому в течение года.

"Подшивка билетиков" - в принципе, покупки до 25 долларов даже не обязательно сохранять в виде чеков. Но желательно :).

Вообще, интересующиеся подробностями могут посмотреть Publication 535.

Окончание следует.
Tags: Америка, бухучет, закон, налоги, по следам ЖЖ дисуссий, узелок на память, экономика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments